Ваш гид в мире фитнесса
Меню сайта

Витамины и микроэлементы

Направления фитнесса

Питание

Статьи о фитнессе

Тренировки

Фитнесс глазами врачей

Фитнесс и диеты

Лечебная физкультура

Оздоровительный комплекс

Подвижные игры

Укрепления здоровья

Дыхательная гимнастика

Оздоровительный бег


canadian drugs
 
 
  Главная страница » Оздоровительный бег »

Оздоровительный бег для детей


Начиная с 6 — 7-летнего возраста заботу о физическом воспитании детей в значительной степени берет на себя школа. Почти 45 миллионов детей сидят ныне за партами, около 13 миллионов посещают группы продленного дня, школа становится их вторым родным домом.
Однако поводов для беспокойства о воспитании детей, особенно физическом, еще, к сожалению, предостаточно. 18 дней пропусков занятий в году по болезни приходится в среднем на одного школьника, 6 — на студента. Сердечнососудистые заболевания, называемые «болезнями века», стремительно молодеют. Умственные и эмоциональные нагрузки в сочетании с малой подвижностью, избыточной массой тела способствуют сначала кратковременному, а затем и более постоянному повышению артериального давления, на основе которого затем развивается гипертоническая болезнь. Избыточная масса тела наблюдается сейчас у 10 — 15% школьников, и заболеваемость их в среднем на 15% выше, чем у детей с нормальным весом. Хронические заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит) встречаются примерно у 30% школьников, снижение остроты зрения — у 15 — 20%, нарушение осанкиу 14 — 22%.
И здесь веское слово должна сказать физическая культура. Сейчас разработана новая программа физического воспитания для детского сада, где предусмотрено, в частности, увеличение беговых нагрузок. Школа должна продолжить эту линию. Не секрет, что раньше получалось так, что дети в первых классах теряли многое из уже приобретенных навыков и умений, их двигательная активность резко падали.
Оздоровительный бег должен стать для школьников одним из основных средств профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья, воспитания потребности в ежедневных физических упражнениях.
Надо сказать, что бег применяется в различных странах как мощное средство физического воспитания уже давно. Накоплен определенный опыт в его применении. Вот несколько примеров.
Новая Зеландия.
Здесь бег на дистанцию длиной до 1 мили (1609 м) — общепринятый вид соревнований для детей 14 лет и меньше. «Я видел сотни бегунов на дистанции 880 ярдов в возрасте 11 — 12 лет, — писал заслуженный тренер СССР Г. Коробков, — хорошо подготовленных к этим соревнованиям. На старт выходили мальчики в ярких майках и трусах с эмблемами своих школ, полные решимости и азарта. Бег шел тактически грамотно, захватывающе интересно, без снижения скорости и с отличным финишем. Ни один мальчик не сошел с дистанции, хотя забег шел за забегом, и в каждом стартовало 20— 25 человек. Переполненные трибуны реагировали на все происходящее на дорожке так, будто среди участников были такие кумиры, как Снелл».
Все большее число школьников ведет малоподвижный образ жизни и не реализует свой двигательный потенциал. Установлено, что двигательная активность учеников 1-х и 2-х классов падает на ф) процентов по сравнению с дошкольниками, а старшеклассники 75 процентов всего времени бодрствования не двигаются. Поэтому задачи оздоровления нацеливают на ликвидацию последствий гиподинамии, отставания в физическом развитии, накопление резервов сил, позволяющих школьнику справляться с усложненными программами, противостоять утомлению, бороться с болезнями и обеспечивать их профилактику.



Так сколько же бегать детям?
Столько, сколько они хотят, и столько, сколько они могут без вреда для себя. Дети всегда бегают много и любят бег. «Ребенок — прирожденный бегун на длинные дистанции, его игра — постоянная беготня. Бесчисленные рентгеновские снимки демонстрируют более благоприятное соотношение между объемом сердца и весом тела у детей, чем у взрослых. Исследования показывают, что у обычного девятилетнего ребенка отношение объема сердца к весу тела больше, чем когда-либо позже в жизни, если только он не будет тренироваться на выносливость на уровне спортсменов мирового класса», — утверждает доктор Эрнст ван Аакен. На основе данных, имеющихся в литературе, анализа результатов собственных исследований, проведенных среди младших школьников, а также опыта лучших организаторов и руководителей внеклассной работы среди школьников, нами была разработана программа занятий оздоровительным бегом с младшими школьниками.
В результате проведенного педагогического эксперимента эта программа получила научное подтверждение. Мальчики и девочки, занимающиеся оздоровительным бегом, повысили уровень физической подготовленности, укрепили здоровье.
Было установлено, что для городских школьников наиболее целесообразны трехразовые занятия в неделю. В совокупности с двумя уроками физической культуры они способствуют обеспечению необходимого минимума двигательной активности.
Вместе с этим, на наш взгляд, становится актуальной проблема соотношения урочных и внеурочных форм физического воспитания. Являясь частями одной системы, они практически существуют изолированно друг от друга. Мы провели анализ изменения соотношения между этими двумя формами. Рабочей гипотезой служило предположение о том, что учебный процесс будет эффективнее, если в уроки физической культуры включить упражнения, направленные на усвоение и закрепление двигательных навыков, а внеурочные занятия (в нашем случае занятия оздоровительным бегом) ориентировать на развитие двигательных качеств. Таким образом, урок будет носить в целом обучающий характер, а внеурочные занятия, проводимые как в группе продленного дня, так и самостоятельно, в виде семейной физкультуры, — развивающий. Продолжительность одного занятия во внеурочное время должна составлять от 1 до 1,5 часа.
Результаты показали, что учащиеся экспериментального класса опередили своих сверстников из контрольного класса по уровню физической подготовленности, а также лучше овладели двигательными навыками, предусмотренными школьной программой.
Дети охотно принимают участие в состязаниях.
Желательно, чтобы элементы соревнования присутствовали на каждом занятии. Даже простые беговые упражнения следует выполнять в парах с обязательной оценкой техники выполнения и выявлением лучшего.
Лучше всего заниматься бегом весной и осенью, хотя имеются данные научных исследований о значительном эффекте, который дают беговые упражнения, выполняемые в зимний период. Очень охотно дети занимаются бегом в лесопарковой зоне. Это, однако, не исключает возможности проведения занятий на стадионе. Очень полезен для детей бег в гору и по песку. Такой бег разнообразит нагрузку, приучает ребенка правильно регулировать длину и частоту беговых шагов.
Кроме чисто беговых упражнений полезны и спортивные игры: футбол, баскетбол, ручной мяч, регби по упрощенным правилам. Значительным тренирующим эффектом обладают также обще-развивающие упражнения (ОРУ) . Их применение обусловлено принципом разносторонности, который предъявляется к занятиям физическими упражнениями с детьми. Дело в том, что в развитии мышц у детей младшего школьного возраста наблюдается некоторая гетерохронность: глубокие мышцы спины, обеспечивающие сохранение позы, отстают в своем развитии. Это создает предпосылки для нарушения осанки. Поэтому ОРУ, направленные на развитие и укрепление мышечного корсета (поднимание и опускание туловища, броски набивных мячей), а также упражнения, формирующие правильную осанку (висы на шведской стенке, упражнения с предметами), чрезвычайно важны. Мы провели исследование, по результатам которого проанализировали успеваемость, поведение и общую работоспособность у учеников экспериментальной и контрольной групп.
Классные руководители единодушно отмечали улучшение дисциплины и организованности у школьников, занимающихся оздоровительным бегом; повысилась также их общественная и трудовая активность.
Вообще же влияние оздоровительного бега (как и всякого другого физического упражнения) на формирование личности младшего школьника необходимо рассматривать с точки зрения основных научных достижений физиологии и психологии. Младшие школьники с каждым днем узнают что-то новое, постоянно расширяют круг своих знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движение, посредством движения, в движении. Таким образом, формируется «культура движений», а оздоровительный бег выступает в качестве генератора двигательного опыта.
Педагогические наблюдения, контроль частоты пульса и дыхания во время бега позволили констатировать, что организм учащихся достигает так называемого устойчивого состояния, когда сердце и легкие бесперебойно обеспечивают организм кислородом. Бег в самых различных, но разумных вариантах — вот, на наш взгляд, одно из основных правил, которым следует руководствоваться при организации и проведении занятий с младшими школьниками.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учеба. Качественное уплотнение информационного потока, который обрушивается в настоящее время на школьника, напряженная учебная программа, предусматривающая быстрое и эффективное овладение ребенком необходимыми знаниями, навыками и умениями, требуют хорошей работоспособности и здоровья.
Оптимизация всего учебного процесса в целом невозможна без интенсификации процесса физического воспитания.. Это положение научно-технической революции должно стать определяющим не только для учителей, но и для родителей.

Главная | Витамины и микроэлементы | Направления фитнесса | Питание
Статьи о фитнессе | Тренировки | Фитнесс глазами врачей | Фитнесс и диеты